ГБУЗ «Районная больница с. Варна»
Варненский район
Челябинская область
Версия для слабовидящих: A A A
Home / Противодействие коррупции / Нормативные правовые и иные акты по вопросам противодействия коррупции / Положение по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок

Положение по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок

Up one level

 

Утверждено

Приказом Исполняющего обязанности главного врача

ГБУЗ «Районная больница с. Варна»

от «____» февраля 2021г. №__________

 

 

Положение

о выявлении и минимизации коррупционных рисков при

осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
нужд ГБУЗ «Районная больница с. Варна»

1.Общие положения

1.1.        Настоящее Положение разработано для целей реализации законодательства о противодействии коррупции, а также для целей выявления и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГБУЗ «Районная больница с. Варна» (далее – Учреждение).

1.2.        Оценка коррупционных рисков является основным инструментом выявления и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок. Таким образом, предметом настоящего Положения является порядок проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупочной деятельности в Учреждении.

Предлагаемый подход рекомендуется в целях выявления и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок и может применяться в иных направлениях деятельности Учреждения с учетом соответствующих особенностей.

1.3.        Настоящие Положение направлено на оказание помощи в проведении оценки коррупционных рисков структурному подразделению или уполномоченному лицу, в чьи полномочия входит профилактика коррупционных и иных правонарушений (далее – структурное подразделение по профилактике коррупционных правонарушений).

1.4.        При этом, исходя из специфики деятельности Учреждения, оценка коррупционных рисков может проводиться и иными уполномоченными на ее проведение структурными подразделениями Учреждения, как самостоятельно, то есть без привлечения подразделений по профилактике коррупционных правонарушений, так и во взаимодействии с ними.

1.5.        Снижение уровня коррупции при осуществлении закупок является одной из приоритетных задач.

1.6.        Оценка коррупционных рисков позволяет провести анализ проводимых в Учреждении в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ закупочных процедур для целей минимизации уровня коррупции.

1.7.        Предупреждение коррупции является одной из наиболее эффективных мер по недопущению совершения работниками коррупционных правонарушений. Качественное предупреждение коррупции возможно в случае, если оно основано на адекватно проведенной оценке коррупционных рисков.

Выявление коррупционных рисков позволяет разработать и реализовать превентивные мероприятия, направленные на минимизацию возможности реализации коррупционных рисков и (или) на минимизацию величины вероятного вреда от их реализации.

На основании результатов оценки коррупционных рисков принимаются адресные меры, учитывающие специфику деятельности Учреждения, имеющиеся в распоряжении Учреждения ресурсы, включая финансовые, человеческие и временные ресурсы, и иные особенности функционирования Учреждения.

1.8.        Реализация в Учреждении мероприятий, предусмотренных настоящим Положением, должна осуществляться исходя из фактических возможностей Учреждения.

1.9.        Результатом применения настоящего Положения будет обеспечение в Учреждении единого подхода к организации работы по:

-   выявлению коррупционных рисков, возникающих на разных этапах закупочной деятельности;

-   разработке реестра (карты) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок (далее - реестр коррупционных рисков), и мер по их минимизации;

-    формированию индикаторов коррупции при осуществлении закупок.

1.10.   В настоящем Положении используются следующие понятия:

   коррупционный риск — возможность совершения работником коррупционного правонарушения;

   коррупционное правонарушение - действие (бездействие) за совершение которого работники в соответствии с законодательством Российской Федерации в области противодействия коррупции несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность;

   оценка коррупционных рисков - общий процесс идентификации, анализа и ранжирования коррупционных рисков (выявления коррупционных рисков), а также разработки мер по минимизации выявленных коррупционных рисков;

   коррупционная схема - способ (совокупность способов) совершения коррупционного правонарушения;

    идентификация коррупционного риска - процесс определения для отдельной процедуры потенциально возможных коррупционных схем при закупках в Учреждении;

    анализ коррупционного риска - процесс понимания природы коррупционного риска и возможностей для его реализации;

    индикатор коррупции - сведения, указывающие на возможность совершения коррупционного правонарушения, а также на реализацию коррупционной схемы;

    ранжирование коррупционных рисков - процесс определения значимости выявленных коррупционных рисков.

 

2.               Задачи и принципы оценки коррупционных рисков

при осуществлении закупок

2.1.         Оценка коррупционных рисков при осуществлении закупок (далее также - оценка коррупционных рисков) является основой для выстраивания системы профилактики коррупционных правонарушений в Учреждении в указанной сфере и позволяет решить задачи по обеспечению:

-    системы управления коррупционными рисками, присущими закупочной деятельности;

-   соответствия реализуемых мер по профилактике коррупции реальным или возможным способам совершения коррупционных правонарушений, тем самым увеличивая действенность таких мер, повышая эффективность использования финансовых, кадровых, временных и иных ресурсов.

2.2.         Оценку коррупционных рисков проводится с учетом следующих основных принципов:

-   законность: оценка коррупционных рисков не должна противоречить нормативным правовым и иным актам Российской Федерации;

-   полнота: коррупционные риски могут возникать на каждом этапе осуществления закупки, в этой связи соблюдение данного принципа позволит комплексно рассмотреть закупочный процесс и выявить соответствующие коррупционные риски;

-    рациональное распределение ресурсов: оценку коррупционных рисков следует проводить с учетом фактических возможностей Учреждения, в том числе с учетом кадровой, финансовой, временной и иной обеспеченности;

-   взаимосвязь результатов оценки коррупционных рисков с проводимыми мероприятиями по профилактике коррупционных правонарушений;

-    своевременность и регулярность: проведение оценки коррупционных рисков необходимо осуществлять на системной основе; результаты оценки коррупционных рисков должны быть актуальными и соответствовать существующим обстоятельствам как внутренним (например, организационная структура Учреждения), так и внешним (например, учет изменения законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности).

В этой связи оценка коррупционных рисков проводится регулярно (не реже, чем один раз в 2 (Два) года и при существенном изменении применимых обстоятельств (изменение организационно-штатной структуры Учреждения; перераспределение полномочий между структурными подразделениями Учреждения; выявление новых коррупционных рисков; выявление фактов совершения коррупционных правонарушений; изменение законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности и других применимых нормативных правовых и иных актов и т.д.);

-     адекватность:          принимаемые в целях проведения оценки коррупционных рисков, в том числе минимизации выявленных рисков, меры не должны возлагать на работников избыточную нагрузку, влекущую нарушение нормального осуществления ими своих трудовых обязанностей;

-     презумпция добросовестности: наличие коррупционных  индикаторов на различных этапах осуществления закупки само по себе не свидетельствует о свершившемся или планируемом к свершению коррупционном правонарушении и требует комплексного анализа всех обстоятельств ситуации подразделением по профилактике коррупционных правонарушений;

-    исключение субъектности: предметом оценки коррупционных рисков является процедура осуществления закупки, реализуемая в Учреждении, а не личностные качества участвующих в осуществлении закупки работников;

-    беспристрастность и профессионализм: оценку коррупционных рисков необходимо поручать не только лицам, которые являются независимыми по отношению к закупочным процедурам, реализуемым в Учреждении, но и лицам, обладающим необходимыми познаниями в оцениваемой сфере.

В этой связи к оценке могут быть привлечены не только работники уполномоченного подразделения или должностное лицо, в чьи полномочия входит профилактика коррупционных правонарушений, но и работники, непосредственно участвующие в осуществлении закупочных процедур, а также иные лица.

Учреждение с периодичностью организовывает повышение квалификации работников, ответственных за проведение оценки коррупционных рисков, по дополнительной профессиональной программе по вопросам, связанным, в частности, с осуществлением закупок;

-    конкретность: результаты оценки коррупционных рисков должны быть понятны и объективны, не допускать двусмысленных формулировок и иных возможностей неоднозначного толкования.

 

3.           Порядок оценки коррупционных рисков

3.1.          Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий

и обстоятельств (действий, событий), возникающих при осуществлении закупок,                        позволяющих         злоупотреблять должными (служебными) обязанностями в целях получения работниками или третьими лицами материальных и нематериальных выгод вопреки законным интересам общества и государства, Учреждения.

3.2.          При проведении оценки коррупционных рисков необходимо установить и определить следующее:

-       предмет коррупционного правонарушения (за какие возможные действия                 (бездействие)    работник может получить противоправную выгоду);

-       используемые коррупционные схемы;

-       индикаторы коррупции.

3.3.          Процедура оценки коррупционных рисков и принятия мер по минимизации выявленных коррупционных рисков состоит из нескольких последовательных этапов:

       подготовительный этап;

       описание процедуры осуществления закупки в Учреждении;

       идентификация коррупционных рисков;

       анализ коррупционных рисков;

       ранжирование коррупционных рисков;

       разработка мер по минимизации коррупционных рисков;

       утверждение результатов оценки коррупционных рисков;

      мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков.

Подготовительный этап

3.4.          Руководителем Учреждения принимается письменное решение (приказ) о проведении оценки коррупционных рисков, в котором отражается следующее:

-      персональная ответственность за проведение оценки коррупционных рисков работника уполномоченного подразделения по профилактике коррупционных правонарушений или должностного лица, в чьи полномочия входит профилактика коррупционных правонарушений;

-       сроки проведения;

-      права ответственного работника, а также обязанность руководителей структурных подразделений Учреждения оказывать содействие в проведении оценки коррупционных рисков;

-       формы контроля за проведением оценки;

-      иные аспекты, признанные целесообразными к закреплению в локальном нормативном акте Учреждения.

При необходимости подготавливается план-график проведения оценки коррупционных рисков, предусматривающий этапы проведения оценки коррупционных рисков; промежуточные документы (доклады); порядок и сроки согласования и т.д.

3.5.         Для целей оценки коррупционных рисков может формироваться рабочая группа, в состав которой могут входить не только работники подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, но работники иных структурных подразделений Учреждения, например, ответственных за организацию осуществления закупки в Учреждении, и др.

При наличии возможности и признании целесообразным к оценке коррупционных рисков могут привлекаться также внешние эксперты, в том числе члены комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и т.д. Состав рабочей группы в этом случае подлежит утверждению на основании приказа руководителя Учреждения.

3.6.         Для целей выявления коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупки, подлежат определению внутренние и внешние источники информации.

3.6.1.   К внутренним источникам информации могут быть отнесены  следующее:

-   организационно-штатная структура и штатное расписание Учреждения в части, касающейся осуществления закупок и иной связанной с ними деятельности;

-    положения о структурном подразделении Учреждения, участвующего в закупочной деятельности (при наличии);

-   должностные инструкции, трудовые обязанности работников, участвующих в осуществлении закупки;

-   локальные нормативные и иные акты Учреждения, касающиеся осуществления закупок и иной связанной с ними деятельности;

-   результаты внутреннего или внешнего анализа деятельности Учреждения, касающиеся закупочной деятельности;

-   факты, свидетельствующие о нарушении в Учреждении положений законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности или иного применимого законодательства Российской Федерации;

-   сведения о коррупционных правонарушениях, ранее совершенных работниками при осуществлении закупок;

-   материалы ранее проведенных проверок соблюдения работниками ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

-     сведения бухгалтерского баланса;

-     план закупок;

-    иные документы, в том числе характеризующие порядок (процедуру) осуществления закупки в Учреждении.

3.6.2.    К внешним источникам информации можно отнести следующее:

-    результаты независимых исследований, посвященных коррупционным рискам при осуществлении закупок;

-    нормативные правовые и иные акты Российской Федерации, в частности, о закупочной деятельности;

-    обращения граждан и организаций, содержащие информацию о коррупционных правонарушениях при осуществлении закупок;

-    сообщения, в том числе о коррупционных правонарушениях, в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

-    материалы, представленные ФАС России, Федеральным казначейством, правоохранительными органами, иными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами, включая акты прокурорского реагирования, и др.;

-    материалы проведенных органами прокуратуры мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности или иного применимого законодательства Российской Федерации;

-    обзоры типовых нарушений, совершаемых при осуществлении закупок;

-     иные применимые материалы.

Описание процедуры осуществления закупки в Учреждении

3.7.         При проведении оценки коррупционных рисков подлежит анализу не только сама процедура с точки зрения нормативно определенных (установленных) процедур осуществления закупок и присущих ей коррупционных рисков и индикаторов коррупции, но и детально процедура в целом: с разделением того, что прямо предусмотрено (проистекает) нормативными правовыми и иными актами и того, что происходит на практике («в реальной деятельности»).

3.8.         Основная задача данного этапа - определение, каким образом в Учреждении фактически происходит осуществление закупки.

3.9.         По результатам анализа процедуру осуществления закупки в Учреждении необходимо представить в качестве блок-схемы.

Для целей качественного анализа процедуры осуществления закупки в блок-схеме рекомендуется использовать разные функциональные элементы. Примеры наиболее часто встречающихся функциональных элементов представлены в Приложении № 1 к настоящему Положению.                                                                                                     

При подготовке рассматриваемой блок-схемы целесообразно организовать ее обсуждение, в частности, со структурными подразделениями Учреждения, участвующими в осуществлении закупки.

 

Идентификация коррупционных рисков

3.10.    По результатам описания процедуры осуществления закупки, в том числе в качестве блок-схемы, проводится идентификация коррупционных рисков на основании имеющейся в распоряжении Учреждения информации, указанной в пункте 3.6 настоящего Положения. 

3.11.    Признаками наличия коррупционного риска при осуществлении закупок может являться наличие у работника:

-    дискреционных полномочий, в том числе при подготовке документации, необходимой для осуществления закупки и заключения и исполнения контракта либо гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – контракт, договор);

-    возможности взаимодействия с потенциальными участниками закупки (то есть потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями));

3.12.    Для целей выявления коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, могут быть использованы различные методы, среди которых можно выделить следующие:

-    анкетирование;

-    экспертное обсуждение;

-    иные методы.

Выбор конкретного метода рекомендуется обосновывать фактическими обстоятельствами, сложившимися в Учреждении.

3.13.    Одновременно для идентификации коррупционных рисков могут быть использованы ответы на следующие вопросы:

-      кто может быть заинтересован в коррупционном правонарушении?

-     какие коррупционные правонарушения могут быть совершены на рассматриваемом этапе осуществления закупки?

-     в чем заключается взаимосвязь возможного коррупционного правонарушения и возможных к получению выгод?

3.14.    На каждом этапе осуществления закупки может быть выявлено несколько коррупционных рисков.

3.15.    По результатам идентификации коррупционных рисков их целесообразно перенести на блок-схему, подготовленную в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Положения.

 

Анализ коррупционных рисков

3.16.     По результатам идентификации коррупционных рисков рекомендуется описать коррупционное правонарушение с точки зрения ее возможных участников и тех действий (бездействия), которые они могут предпринять для извлечения неправомерной выгоды. Особое внимание при этом целесообразно уделить не только определению потенциально возможной коррупционной схемы, но и присущим ей индикаторам коррупции.

3.17.    Для проведения указанной работы могут быть использованы ответы на следующие вопросы:

-     какие действия (бездействие) приведут к получению неправомерной выгоды в связи с осуществлением закупки?

-     каким образом потенциально возможно извлечь неправомерную выгоду?

-      кто рискует быть вовлечен в коррупционную схему?

-     каким образом возможно обойти механизмы внутреннего (внешнего) контроля?

3.18.    При описании коррупционной схемы целесообразно описать следующие аспекты:

-      какая выгода может быть неправомерно получена;

-     кто может быть заинтересован в получении неправомерной выгоды при осуществлении закупки;

-     перечень работников Учреждения, участие которых позволит реализовать коррупционную схему;

-     описание потенциально возможных способов получения неправомерной выгоды;

-      краткое и развернутое описание коррупционной схемы;

-     состав коррупционных правонарушений, совершаемых в рамках рассматриваемой коррупционной схемы;

-   существующие механизмы внутреннего (внешнего) контроля и способы их обхода;

-    иные применимые аспекты.

3.19.    При этом стоит разграничивать коррупционные риски и коррупционные схемы от фактов необоснованных закупок, влекущих негативные последствия для Учреждения, в том числе в виде экономического ущерба.

3.20.    При анализе коррупционных рисков процедуру осуществления закупки можно разделить на следующие основные этапы:

-   пред-процедурный этап (предусматривающий в том числе процедурные основы осуществления закупок; планирование закупок; подготовку иной документации для осуществления закупки);

-   процедурный этап (определение поставщика (подрядчика, исполнителя));

-   пост-процедурный этап (исполнение, изменение, расторжение контракта).

3.21.    При анализе коррупционных рисков на пред-процедурном этапе целесообразно, в первую очередь, обратить внимание на предполагаемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Для целей профилактики коррупции предпочтительными являются конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Стоит учитывать, что конкурентные процедуры не исключают коррупционные риски, но повышают открытость и прозрачность, позволяют не допустить совершение коррупционных правонарушений.

Одновременно подразделению по профилактике коррупционных правонарушений целесообразно обращать внимание на цель осуществления закупки (ее обоснованность) и на начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальную сумму цен единиц товара, работы, услуги.

Следует оценить необходимость планируемого к закупке товара, работы и (или) услуги и ее обоснование (соотносится ли планируемый к закупке товар, работа и (или) услуга с целями деятельности Учреждения.

Подразделению по профилактике коррупционных правонарушений также рекомендуется оценивать документацию, подготавливаемую для целей осуществления закупки, через призму возможной аффилированности с потенциальными участниками закупки.

Стоит учитывать также избыточное количество сложных для восприятия формулировок, которые могут использоваться для:

-    сокрытия коррупционных правонарушений;

-   ограничения возможности осуществления контрольных (мониторинговых) мероприятий;

-    необоснованного объединения (дробления) лотов;

-    ограничения потенциального количества участников закупок и т.д.

3.22.     На процедурном этапе подразделению по профилактике коррупционных правонарушений стоит обратить внимание на оценку заявок, окончательных предложений участников закупки в части критериев такой оценки (например, наличие двусмысленных формулировок, а также критериев, соответствие которым сложно подтвердить).

Кроме того, необходимо проанализировать процесс через призму опасности передачи служебной информации потенциальным участникам закупки, аффилированным с отдельными работниками.

Вместе с тем необходимо учитывать, что закупка может осуществляться не только в интересах физического (юридического) лица - потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), но и в интересах приобретения конкретного товара, получения конкретной услуги, работы.

3.23.     При анализе пост-процедурного этапа необходимо обращать внимание на существенное изменение условий контракта, а также на аспекты, связанные с:

-   приемкой поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта);

-   оплатой заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

-   взаимодействием заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

3.24.     Индикаторы коррупции не позволяют однозначно говорить о коррупционном правонарушении, как свершившемся факте. Даже в условиях большого количества индикаторов коррупции закупка может быть честной, законной.

3.25.     Возможные индикаторы коррупции:

-    незначительное количество участников закупки;

-   существенное количество неконкурентных способов осуществления закупки, то есть в форме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

-    в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) выступает одно и то же физическое (юридическое) лицо;

-   «регулярные» участники закупки не принимают участие в конкретной закупке;

-      участники закупки «неожиданно» отзывают свои заявки;

-     в качестве субподрядчиков привлекаются участники закупки, неопределенные в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя);

-    участниками закупки являются юридические лица, обладающие следующими признаками:

     создание по адресу «массовой» регистрации;

     незначительный (минимальный) размер уставного капитала;

     отсутствие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

     недавняя регистрация организации (за несколько недель или месяцев до даты объявления торгов);

     отсутствие необходимого количества специалистов требуемого уровня квалификации для исполнения контракта;

     отсутствие непосредственных контактов с контрагентами;

     отсутствие в штатном расписании организации лица, отвечающего за бухгалтерский учет (главного бухгалтера);

     договоры с контрагентом содержат условия, которые не характерны для обычной практики, и т.д.;

-     в целях создания видимости конкуренции участниками закупки являются физически (юридические) лица, которые объективно не в состоянии исполнить потенциальный контракт и т.д.

Ранжирование коррупционных рисков

3.26.    По результатам описания выявленных коррупционных рисков и применимых коррупционных схем рекомендуется провести оценку их значимости.

3.27.    Ранжирование коррупционных рисков может осуществляться с использованием различных методов. Одним из возможных методов ранжирования коррупционных рисков является ранжирование исходя из вероятности реализации и потенциального вреда от реализации такого риска.

При признании целесообразным Учреждением может быть использован иной метод ранжирования.

3.28.    Критерии ранжирования могут выстраиваться исходя из общих подходов либо с учетом правоприменительной практики (например, частота ранее зафиксированных коррупционных правонарушений; возможный экономический ущерб (штраф) и проч.).

3.29.    Степень выраженности каждого критерия рекомендуется оценить с использованием количественных показателей. При этом целесообразно разработать четкие критерии оценки степени выраженности и минимизировать влияние субъективного восприятия. Примеры градаций степени выраженности критериев «вероятность реализации» и «потенциальный вред» представлены в таблице 1 и 2 соответственно.

3.30.    Обосновывать выбор того или иного количественного показателя рекомендуется на основе объективных данных для целей последующей преемственности процедуры ранжирования и разработки мер по минимизации.

Таблица № 1

Градация степени выраженности критерия «вероятность реализации»

Степень

выраженности

Процентный

показатель

Описание

Очень часто

Более 75 %

Сомнения в том, что событие произойдет практически отсутствуют. В определенных обстоятельствах событие происходит очень часто, что подтверждается аналитическими данными

Высокая

частота

50 %-75 %

Событие происходит в большинстве случаев. При определенных обстоятельствах событие является прогнозируемым

Средняя

частота

25 %-50 %

Событие происходит редко, но является наблюдаемым

Низкая частота

5 %-25 %

Наступление события не ожидается, хотя в целом оно возможно

Очень редко

Менее 5 %

Крайне маловероятно, что событие произойдет, ретроспективный анализ не содержит фактов подобного события (либо случаи единичны), событие происходит исключительно при определенных сложно достижимых обстоятельствах


 


 

Таблица 2.

Градация степени выраженности критерия «потенциальный вред»

Степень

выраженности

 

Описание

Очень тяжелый

Реализация коррупционного риска приведет к существенным потерям, в том числе охраняемым законом ценностям, и нарушению закупочной процедуры

Значительный

Реализация коррупционного риска приведет к значительным потерям и нарушению закупочной процедуры

Средней

тяжести

Риск, который, если не будет пресечен, может привести к ощутимым потерям и нарушению закупочной процедуры

Легкий

Риск незначительно влияет на закупочную процедуру, существенного нарушения закупочной процедуры не наблюдается

Очень легкий

Потенциальный вред от коррупционного риска крайне незначительный и может быть администрирован работниками самостоятельно

Оценочные критерии конкретизируются подразделением по профилактике коррупционных правонарушений самостоятельно, в том числе на основании специфики осуществления закупок в Учреждении.

 


 


 

3.31. Значимость коррупционного риска определяется сочетанием рассчитанных критериев посредством, например, использования матрицы коррупционных рисков.

Может быть использована нижеприлагаемая матрица коррупционных рисков.

Таблица 3.

Матрица коррупционных рисков

Вероятность реализации

Очень

часто

 

 

 

 

 

Высокая

частота

 

 

 

 

 

Средняя

частота

 

 

 

 

 

Низкая

частота

 

 

 

 

 

Очень

редко

 

 

 

 

 

 

Очень

легкий

Легкий

Средней

тяжести

Значитель­

ный

Очень

тяжелый

Потенциальный вред


 


 

3.32.     Необходимо определить, какие коррупционные риски (их величины) требуют первоочередных действий. В отношении таких рисков рекомендуется осуществлять постоянный контроль и оперативно принять меры по их минимизации.

3.33.     Ранжирование коррупционных рисков рекомендуется проводить для определения их действительного статуса:

-    регулярно, в частности, для целей определения эффективности реализуемых мер по их минимизации;

-    при изменении обстоятельств осуществления закупочной деятельности (например, при внесении изменений в законодательство Российской Федерации о закупочной деятельности);

-     при выявлении новых коррупционных рисков;

-     при иных обстоятельствах.

Выявление новых коррупционных рисков может оказать влияние на ранжирование других коррупционных рисков.

Кроме того, на ранжирование коррупционных рисков оказывает влияние реализация мер, направленных на минимизацию выявленных коррупционных рисков. По результатам реализации мер по минимизации коррупционных рисков ранжирование коррупционных рисков может быть проведено повторно.

Разработка мер по минимизации коррупционных рисков

3.34.     Целью минимизации коррупционных рисков является снижение вероятности совершения коррупционного правонарушения и (или) возможного вреда от реализации такого риска (снижение до приемлемого уровня или его исключение).

3.35.     Минимизация коррупционных рисков предполагает следующее:

-    определение возможных мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков;

-    определение коррупционных рисков, минимизация которых находится вне компетенции Учреждения, оценивающего коррупционные риски;

-    определение коррупционных рисков, требующих значительных ресурсов для их минимизации или исключения, которыми Учреждение не располагает;

-     выбор наиболее эффективных мер по минимизации;

-    определение ответственных за реализацию мероприятий по минимизации;

-    подготовка плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок (далее - план по минимизации коррупционных рисков);

-    мониторинг реализации мер и их пересмотр (при необходимости) на регулярной основе.

3.36.    Для каждого выявленного коррупционного риска рекомендуется определить меры по минимизации. При этом одна и та же мера может быть использована для минимизации нескольких коррупционных рисков.

3.37.    В случае невозможности минимизации всех выявленных коррупционных рисков необходимо, в первую очередь, предпринять те меры, которые позволят минимизировать вероятность реализации и потенциальный вред рисков, указанных в пункте 3.32 настоящего Положения.

3.38.    При определении мер по минимизации коррупционных рисков рекомендуется руководствоваться следующим:

-    меры должны быть конкретны и понятны: работники, которым адресована такая мера должны осознавать ее суть;

-    установление срока (периодичности) реализации мер по минимизации коррупционных рисков;

-     определение конкретного результата от реализации меры;

-     установление механизмов контроля и мониторинга;

-    определение персональной ответственности и работников (структурных подразделений Учреждения), участвующих в реализации и (или) заинтересованных в реализации;

-     определение необходимых ресурсов;

-     иные аспекты.

3.39.    Снижению коррупционных рисков при осуществлении закупок способствует следующее:

-    повышение уровня конкуренции, честности и прозрачности при осуществлении закупок (например, обеспечение возможности для широкого круга физических и юридических лиц участвовать в закупочных процедурах и недопущение влияние личной заинтересованности работников на результаты таких процедур);

-    повышение (улучшение) знаний и навыков работников, участвующих в осуществлении закупок;

-    усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупочных процедур;

-    использование стандартизированных процедур и документов при осуществлении закупки «обычных» товаров, работ, услуг;

-     проведение правового просвещения и информирования;

-    анализ обоснованности изменения условий контракта, причин затягивания (ускорения) сроков заключения (исполнения) контракта и т.д.

3.40.    Возможные меры по минимизации коррупционных рисков включают несколько основных блоков:

1)    Организация и регламентация процессов, в том числе:

-    детальная регламентация этапа закупочной процедуры, связанной с коррупционными рисками (например, сведение к минимуму дискреционных полномочий работника);

-    минимизация единоличных решений (разумное расширение круга лиц, без участия (согласования) которых не может быть принято решение);

-    минимизация ситуаций, при которых работник совмещает функции по принятию решения, связанного с осуществлением закупки, и контролю за его исполнением;

-    совершенствование механизма отбора работников для участия в осуществлении закупок, направленное в том числе на выявление и урегулирование конфликта интересов;

-     иные меры.

2)    Совершенствование контрольных и мониторинговых процедур, в том числе:

-    регулярный мониторинг информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных работниками, в том числе на основе жалоб, содержащихся в обращениях граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации;

-     совершенствование механизмов, позволяющих работника своевременно сообщить о замеченных ими случаях возможных коррупционных нарушений, в том числе о ситуациях, когда в предполагаемые коррупционные правонарушения вовлечены их руководители;

-     совершенствование механизмов внутреннего контроля за исполнением работниками своих обязанностей, с учетом вероятных способов обхода внедренных процедур контроля;

-     иные меры.

3)     Информационные и образовательные мероприятия, в том числе:

-    проведение методических совещаний, семинаров, круглых столов, по вопросам противодействия коррупции в закупочной деятельности;

-     иные меры.

3.41.    Выбор мер по минимизации коррупционных рисков должен основываться, в частности, на принципе разумности и рационального распределения ресурсов (анализ соотношения потраченных ресурсов к возможным положительным результатам, т.н. «анализ «затраты—выгоды»»).

Утверждение результатов оценки коррупционных рисков

3.42.    По результатам проведенной оценки коррупционных рисков подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется составить реестр коррупционных рисков.

3.43.    В качестве пояснительных документов к реестру коррупционных рисков рекомендуется приложить отчет об оценке коррупционных рисков, содержащий информацию о проделанной работе, в том числе информацию о способах сбора информации, расчете используемых показателей при ранжировании коррупционных рисков, обосновании предлагаемых мер по минимизации, матрицу коррупционных рисков и т.д.

3.44.    Одновременно с реестром коррупционных рисков рекомендуется осуществить подготовку плана по минимизации коррупционных рисков.

При подготовке плана по минимизации коррупционных рисков учитываются положения пунктов 3.34-3.41 настоящего Положения.

3.45.    Проекты реестра коррупционных рисков и плана по минимизации коррупционных рисков подлежат направлению на согласование во все заинтересованные структурные подразделения Учреждения.

При необходимости проекты реестра коррупционных рисков и плана по минимизации коррупционных рисков дорабатываются с учетом поступивших письменных предложений и замечаний.

Мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков

3.46.    Мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков является элементом системы управления такими рисками и проводится в целях оценки эффективности реализуемых мер по минимизации.

3.47.     Мониторинг проводится на регулярной основе раз в год, а также по мере необходимости.

3.48.     Подготовку доклада о результатах соответствующего мониторинга, который представляется на рассмотрение руководителю Учреждения, осуществляет подразделение по                    профилактике коррупционных правонарушений.

3.49.     Результаты проведенного             мониторинга                 могут являться

основанием для повторного проведения оценки коррупционных рисков и (или) внесения изменений в реестр коррупционных рисков и план по минимизации коррупционных рисков.


Приложение № 1

Функциональные элементы блок-схемы

Изображение элемента

Описание

Начало (конец) процедуры осуществления закупки

Ввод или вывод данных (результата), возникающего при осуществлении закупки

Выполнение действия, необходимого для осуществления закупки

Принятие решения при осуществлении закупки

Цикличный процесс, возникающий в процедуре закупки

Направляющие (указание последовательности)

 



 

Обмен ссылками
|
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

© ГБУЗ «Районная больница с. Варна», 2010—2022

Создание: Prime